САХАСРАРА ЧАКРА ОРГАНИЗАЦИЯ ЧАКРЫ ТЫСЯЧАЛЕПЕСТКОВОГО ЛОТОСА НИРВАНА ЧАКРА ГУРУ ЧАКРА ОМ ШАКТИ Сахасрара-чакра Над всем этим, в пустом пространстве, где шанхкини-нади и висарга — тысячелепестковый лотос. Этот светящий лотос, более белый, чем полная луна, повернут вниз. Его собранные в гроздья лепестки слегка окрашены (розовым) светом восходящего солнца, в нем светятся все буквы, начиная с А, и Ом — полнейшее блаженство. Внутри (сахасрары) — полная незапятнанная луна, сверкающая, как в чистом (осеннем) небе. Она, влажная и холодная как нектар, щедро изливает свои лучи. Внутри нее — треугольник, сверкающий как молния, в котором — великая Пустота, тайная даже для всех богов. Хорошо скрытое и достижимое лишь с большими усилиями это тонкое бинду (Шунья, Пустота) — основной корень Освобождения, и оно проявляет чистое нирвана-кала с ама-кала. Здесь пребывает божество, известное всем, как Парамашива. Он — сущность и Атма (душа) всего существующего; в нем соединены раса и вираса, и он подобен солнцу, разрушающему тьму неведения и заблуждения. Постоянно текущим потоком нектара, напоминающим серебристые лунные лучи, Господин (Гуру Парамашива) дает указания йогину, контролирующему себя и обладающему очищенным разумом. Указания эти даются знанием, которое осуществляет единство Дживатмана и Параматмана. Этот поток наполняет все вещи как их Господин — вечно текущий и распространяющий истечения всех видов блаженства; он известен под названием Парамахамса. Поклонники Шивы называют это место обителью Шивы, поклонники Вишну называют его Парама Пуруша. Иные называют это место обителью Хари-Хара. Те же, кто преисполнен страсти к лотосоподобным ногам богини (Кундалини), называют это место ее обителью. Иные же великие святые называют это чистым местом Пракрити-Пуруши. Тот высший из людей, кто контролирует свое сознание и знает это место (в сахасраре), никогда больше не родится снова, так как теперь нет ничего в трех мирах, что связывало бы его. Его сознание будет под контролем, и его цель будет достигнута. Он приобретет всю полноту силы для того, чтобы делать все, что он захочет, и предотвращать то, что противостоит его воле. Он будет двигаться в Кха, и речь его — проза или стихи — будет чиста и сладостна. Здесь — высшая (самая полная) луна в шестнадцати кала. Она чиста и по цвету похожа на юное (восходящее, оранжевое) солнце. Она тонка, как сотая часть волокна из стебля лотоса. Тонкая и светящаяся как миллионы вспышек молнии, она повернута вниз. От нее, чей источник — Брахман, течет обильный поток нектара. Внутри этого (ама-кала) — нирвана-кала, высочайшая из высочайших. Она, тончайшая, как тысячная часть конца волоса — в форме лунного серпа. Это — всегда существующая Госпожа (Бхагавати) — божество, присутствующее во всем. Она дает божественное знание и светит так ярко, как светили бы все солнца, взошедшие одновременно. Нирвана-кала сверкает ослепительно ярко, но цвет ее, как и у ама-кала, подобен цвету восходящего солнца, он ярко-оранжевый. В нирвана-кала сияет высшая изначальная сила — нирвана-шакти. Она, светящая ярко, как миллион солнц — мать трех миров. Она предельно тонка, как десятимиллионная часть волоса. Имеющая в себе постоянно текущий поток (изначальной) радости, Она дает жизнь всему существующему. Это она милостиво приносит знание истины в ум мудрецов». Свами Пурнананда «Шат-чакра-нирупана» (4 — 49) «Созерцая бескачественное, покойное, благое (Шива), Всевышнюю Сущность в пространстве макушки головы, взирая при этом на кончик носа, он принимает облик Абсолюта. Созерцая вездесущее «Я», которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно, как искрящаяся жидкость, йогин обретает Освобождение». Махасиддха Горакшанатх «Горакша паддхати» (72, 74) «Лотос, расположенный в брахмарандре, называется сахасрара. В центре его — луна. Из треугольной области постоянно течет нектар. Лунная жидкость бессмертия течет через иду, и этот поток у йогинов называется Гангой. Тысячелепестковый лотос помещается над аджной, в основании нёба, там, где находится отверстие сушумны. В центре сахасрары — йони с лицом, повернутым вниз. Здесь — корень сушумны вместе с ее отверстием, называемым брахмарандра». «Шива Самхита» (5.103, 120, 122 — 123) Расположение: в макушке головы. Другое название: тысячелепестковый лотос (сахасрара-падма). Количество лепестков: тысяча, что указывает на то, что из сахасрара -чакры выходит бесчисленное множество тонких нади. Пятьдесят букв санскритского алфавита повторяются здесь вновь и вновь на йогических нади. Сахасрара-чакра представляет собой группу чакр в области макушки. Согласно некоторым текстам, главными в этой группе чакр являются Гуру-чакра и Нирвана-чакра. Сахасрара — лотос, окрашенный во все цвета, свисает вниз из брахмарандры над всеми остальными чакрами, здесь находится первопричина Бытия — Брахма-лока. Это великое «солнце», в котором объединяются Парашива и изначальная энергия Адишакти. В непроявленном состоянии (авьякта-бхава) существует все то, что есть в других чакрах и во всей вселенной. Измерение (лока): Сатья-лока. Форма янтры: круг, подобный полной луне. Биджа-звук: висарга (особый придыхательный звук). Носитель биджи: бинду, точка над полумесяцем. Божество: внутреннее осознавание. Глава 10 Малые чакры Калпа-врикша54 (Хрид-чакра) «Таттва есть семя, хатха есть душа, тотальное отсутствие желаний (вайрагья) есть вода. Из этих трех немедленно произрастает калпа-врикша (дерево исполнения желаний), которое есть унмани-авастха (состояние без ума)». «Хатха-йога-прадипика» (4.103) Вторичная чакра, находится ниже околоплодника анахата-чакры, в центре груди. Калпа-врикша находится внутри красного лотоса. У лотоса восемь лепестков, и он повернут вверх. Засоры в хрид-чакре приводят к развитию эгоцентризма, противопоставлению «святого» и «обыденного», «чистого» и «нечистого», что на физическом уровне выражается в сердечных заболеваниях. Когда пробуждается эта чакра, исполняются все желания йогина. Цвет: золотой, белый. Манас-чакра Название: «центр ума». Манас-чакра расположена над аджна-чакрой, ниже лба над точкой бинду-питха, чуть выше точки пранава-бинду в аджна-чакре. У нее шесть лепестков белого цвета. На лепестках манас-чакры находятся шабда-джняна (знание звука), спарша-джняна (знание осязания), рупа-джняна (знание видимых форм), расапабхога и свапна, или способности слышать, осязать, видеть, обонять, чувствовать вкус и спать, т.е. отключать способности. Считается, что во время сна эта чакра становится черного цвета, поскольку в это время ум погружен в бессознательное. Манас-чакра является центром чувственного сознания. Пять лепестков манас-чакры связаны с пятью органами чувств (вкус, зрение, запах, осязание, слух). Они активны в бодрственном состоянии. Через эти лепестки происходит взаимодействие сознания с внешним миром. Шестой лепесток манас-чакры активен во сне и медитации, при ясновидении, осознанных снах, через него происходит осознание астрального тела. Эта чакра важна для контроля астрального тела. Лалана (талу) Лалана-чакра расположена под сахасрара-чакрой и над аджной. Если рассматривать снизу — в верхнем нёбе, там, где оно соприкасается с шеей. У нее двенадцать лепестков (двенадцать исходящих нади). Биджа-звуки на лепестках: ХА, СА, КША, ИА, ЛО, ВА, РА, ЙА, СА, КХА, ПХРЕМ. Вритти на лепестках: ~ чистота (шуддхата), ~ бесстрастность (арати), ~ волнение (самбхрама), ~ желание (урми), ~ вера (шраддха), ~ удовлетворенность (сантоша), ~ чувство вины (апарадха), ~ самообладание (дама), ~ гнев (мана), ~ привязанность (снеха), ~ печаль (шока), ~ горе, уныние (кхеда). Биджа чакры: ОМ. Эта чакра связана с переносом нервных импульсов от мозга к органам тела. Сома-чакра (инду, амрита-чакра) «В середине сахасрары есть йони, а ниже ее — мистическая луна. Пусть мудрец созерцает ее. Такого йогина будут любить боги, адепты и все люди этого мира. В середине лба пусть он созерцает молочный океан, потом пусть медитирует на луне, которая в сахасраре. Луна — источник нектара, и она имеет кала (степени нарастания). Пусть он размышляет над ее чистотой. Постоянно так упражняясь, он постигает это за три дня. Тогда будут сожжены все его грехи. Будущее откроется ему, ум очистится, и даже если он совершит пять смертных грехов, они разрушатся за одно мгновение такого созерцания. Любое положение звезд и планет будет для него благоприятным. Ничто не будет ему грозить, и успех будет способствовать ему во всем. Силы кхечари и бхучари откроются ему созерцанием этой луны. Йогин становится адептом, и он становится подобным мне. Пусть йогин всегда пьет нектар, стекающий оттуда, где сила Кула (Кундалини) поглощается Параматмой. Так он побеждает смерть». «Шива Самхита» (5.145 — 157) Название: «луна». Количество лепестков: шестнадцать, их называют шестнадцать кала. Лепестки белого цвета или бледно-желтые. Эта чакра считается центром высшего творческого интеллекта (буддхи). С ней связано синтетическое, объемное, целостное восприятие мира. Место: расположена посередине лба, над манас-чакрой. Дэвата: Парашива, восседающий на лебеде. Шакти: Сиддхакали. Биджа: ХАМСА в форме лебедя. Вритти на лепестках: ~ милосердие (крипа), ~ кротость (мридута), ~ терпение (дхайрья), ~ бесстрастие (вайрагья), ~ упорство и твердость (дхрити), ~ процветание (сампат), ~ радость (хасья), ~ восторг, трепет (романча), ~ смирение (виная), ~ медитация (дхьяна), ~ покой (сустхирата), ~ серьезность (гамбхирья), ~ усердие (удьяма), ~ контроль над эмоциями (акшобха), ~ великодушие и щедрость (аударья), ~ сосредоточенность (экаграта). Бинду Бинду является ядром, центром двух изначальных принципов: сознания и энергии, Шивы и Шакти, пуруши и пракрити, двух полярных принципов, которые в теле человека олицетворяются красной и белой каплями, встречающимися в бинду (в капле, в ядре). Когда они встречаются в бинду, ядро трансмутирует, взрывается, проявляясь как кала (сияющие лучи) и нада (первое проявление энергии в виде вибрации, которое дает основу для будущего творения вселенной). Бинду олицетворяет энергию внешней и внутренней вселенной. Существует Махабинду — это все творение вселенной в виде сознания, Пара-бинду — это форма сознания, творящего вселенную, сукшма-бинду — это непосредственное индивидуальное осознавание, стхула-бинду — это красные и белые капли в теле человека. В традиции Лайя-йоги нада, бинду и кала описываются как звук, свет и сияние. Принцип бинду олицетворяет собой чистый свет, нада олицетворяет собой звук, кала олицетворяет собой различные видения, которые возникают в практике как следствие осознавания. Бинду-висарга Сахасрара-чакра является источником белой капли в теле (бинду), а место, откуда появляется бинду — бинду-висарга. «Луна, путешествующая через ида-нади, левый канал, орошает все тело нектаром, а солнце, путешествуя через правый канал (пингалу) высушивает нектар». Бинду-висарга является хранилищем карм всех прошлых жизней человека. Название: «капля», «точка». Место: вершина затылка, место для «брахманской шикхи». Форма янтры: полумесяц, освещающий лунным светом ночное небо и белая капля нектара, стекающего в вишуддха-чакру. Бинду связан с вишуддха-чакрой тонкой сетью нади, идущих по внутренней части носовых проходов и пересекающих лалану, которая находится за нёбом над малым язычком. Физическое описание: небольшое углубление внутри центров верхней коры головного мозга. Это углубление содержит мельчайшую каплю, в центре которой есть небольшое возвышение, подобное острову посередине озера. Измерение: Сатья-лока. Оболочка (коша): анандамайя-коша. Бинду считается воротами Пустоты. Связь с более высокими чакрами, находящимися за пределами физического тела, происходит через прохождение бинду-висарги. Нирвана-чакра Принадлежит к семейству аджна-чакры (по другим источникам — сахасрары). Нирвана-чакра считается наивысшей чакрой, существую щей в пределах физического тела. В нирвана-чакре заканчивается сушумна-нади, в ней переживаются высшие уровни дхьяны, в которых личное «я» йогина растворяется в Абсолюте. Гуру-чакра Находится над черепом за пределами физического тела. Принадлежит к семейству сахасрары, имеет двенадцать лепестков. Является «нижним окончанием» сахасрары. Концентрация на гуру-чакре открывает дверь в самадхи. Брахмарандра55 «Полость сушумны в области адхары — это брахмарандра. Тот мудрец, который знает это, освобожден от цепей кармы. Три потока встречаются у рта брахмарандры. Омовением в этом месте достигается спасение». «Шива Самхита» (5.130 — 131) Это заросшее отверстие в верхней части черепа между двумя височными и затылочной костями. Это место, через которое прана освобожденного йогина выходит из тела в момент смерти. «Сто и один нерв выходят из сердца. Из них только один выходит, проникая в голову. Тот, кто взойдет по нему, становится бессмертным». «Катха упанишада», песня 3 (16)