СТРУКТУРА ВЕД
Ведическое знание считается вечным, но из-за того, что материальный космос находится в постоянном движении, учение Вед нуждается в том, чтобы его постоянно утверждали заново. Ведь и сам материальный космос, хотя и называется вечным, проходит через стадии творения, существования и уничтожения. В давние времена Веды передавались устно, позднее мудрец Вьясадева записал все ведические шастры...
"Великий мудрец Вьясадева, во всеоружии знания мог видеть своим трансцендентным зрением распад всего материального под влиянием наступившего века (Кали-юги). Он также видел, что жизнь людей, в своей массе утративших веру, станет короче, а сами они из-за отсутствия добродетели станут беспокойны... Он увидел, что жертвоприношения, описываемые в Ведах, являются средством, с помощью которого люди смогут очистить свою жизнь. чтобы легче было распространять Веду среди людей, он разделил ее на четыре части...
Исторические факты и подлинные события, содержащиеся в Пуранах, называются пятой Ведой. После того, как Веда была разделена на четыре части, Паила Риши стал учителем Риг-веды, Джаймини - учителем Сама-веды, а Вайшампаяна прославился Яджур-ведой. Суманте Муни Ангирасу была доверена Атхарва-веда, а Ромахаршана занялся Пуранами и историческими повествованиями. Все эти сведущие ученые, в свою очередь, передали доверенные им Веды множеству своих учеников, ученикам учеников и т.д. Так возникли соответствующие линии последователей ведической мудрости. Таким образом великий мудрец Вьясадева придал Ведам такую форму, в которой они могут быть поняты даже людьми небольшого ума. Движимый состраданием, великий мудрец почел за благо сделать это для того, чтобы люди могли достичь цели жизни. Поэтому для женщин, рабочих и "друзей дважды рожденых" (людей, рожденных в семьях брахманов, но не имеющих качеств брахманов) он составил великое историческое повествование, Махабхарату" (слово «вьяса» означает «разделять» В каждой кальпе приходит инкарнация Вьясы, и разные личности занимают этот пост. В предыдущей кальпе Парашара муни был Вьясой. Сейчас в наше время, он является отцом Вьясы).
• Риг-Веда - самая большая: в ней содержится 10522 стиха.Риг-Веда состоит из десяти глав, которые называются мандалы. Первые восемь мандал прославляют Индру и Агни-деву. Девятая мандала рассказывает о ритуале сома. В десятой мaндале содержатся мистические мантры и сукты(магические заклинания)
• Сама-Веду, называют Ведой молитв или песен. Она самая маленькая. В ней содержится 1549 стихов. В Сама-Веде содержатся гимны, которые пелись на различных церемониях. Большинство гимнов - это тексты, взятые из Риг-Веды, но здесь они изложены в соответствии с тем, как они используются в различных ритуалах и церемониях.
• Яджур-Веду называют Ведой жертвоприношений. Яджур и ягья, это то же самое.Она является своего рода руководством по проведению жертвоприношений, в ней содержатся различные описания ритуалов и приводится описание различных формул и процедур.
• В Атхарва-Веде содержится 6000 стихов; Это стихи наставлений и мудрости. В ней содержатся различные заклинания и заговоры. в Атхарва-Веде также есть много информации, которую можно отнести к разделу мистицизма. Например правила поклонения различным планетам и молитвы, которые помогают избежать неприятностей, зла, болезней. Там также содержатся правила для совершения жертвоприношений, для предложения определенных подношений.Так как эти знания не используются во время жертвоприношений- то как правило, используется слово триведи.
• Упаведы
Каждая Веда содержит упаведу. Упаведы - это практические знания, которые даны людям для того, чтобы они могли существовать в этом мире. Они представляют собой подразделы Вед.
В Риг-Веде содержится Аюр-Веда, которая обучает медицине,ее поведал Дханвантари.
В Сама-Веде содержится известная Гандхарва-упаведа-она описывает пение, танцы, музыку и театральное искусство. Гандхарва-Веду поведал Бхарата муни.
В Яджур-Веде содержится Дханур-упаведа. Она описывает военное искусство.
В Атхарва-Веде содержится Стхапатйа-упаведа, которая содержит в себе описание строительства, архитектуры , живописи и ваяния мурти (Божеств).
• Разделы
Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами, Араньяками и Упанишадами.
• Самхиты представляют собой сборники мантр. Брахмачари изучают самхиты, то есть мантры, которые содержатся в этих самхитах.
• Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время эти мантры следует произносить. Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек, чтобы счастливо жить в этом мире.Грихастхи обычно заучивали брахманы,так как в этом разделе содержатся описания ритуалов различных жертвоприношений карма-канды. У грихастх есть материальные желания и, как правило, они выполняют ритуалы карма-канды.Брахманы содержат суть знания, которое систематически разработано в сутрах (т.е. Сраута, Грихийа, Дхарма). В Сраутах описываются основные обязательные ведические ритуалы, такие как ежедневная агни-хотра и большие публичные жертвоприношения. В Грихийах объясняются ритуалы, предназначенные для домохозяев, особое внимание уделяется самскарам. В Дхарма Сутрах объясняются обязанности, соответствующие системе варнашрамы. Ману-самхита и другие Дхарма Шастры, объясняющие Дхарма Сутры, более доступны для обыкновенных людей. Все эти сутры и шастры составлены различными великими мудрецами, такими как Ману, Нарада и Йагйавалкйа.
• Араньяка - раздел более метафизического характера; здесь объяснены сокровенный смысл и высшая цель ритуалов. Аранйа - «лес»,само название означает «обитатели леса». Этот раздел предназначен для ванапрастх. Они изучают этот раздел, который включает в себя смесь гйана-канды и карма-канды. То есть это комбинация философии и ритуалов. Гйана-канда - философия. Она предназначена для аскетов и для людей, которые живут в отречении. Ванапрастхи развивают в себе отречение и становятся аскетами. Ритуалы аранйак относят наполовину к карма-канде, наполовину к гйана-канде. В Аранъяках говорится о скрытой цели всех Вед и Брахманов. Аранйаки и Брахманы похожи друг на друга, но в аранйаках рассматриваются эзотерические аспекты. В аранйаках объясняется метафизическая основа ритуалов, описанных в Брахманах. Другими словами, в брахманах рассказывается, как выполнять ритуал, а в аранйаках объясняется, почему данный ритуал выполняется
• Упанишады дают философское обоснование законов этого мира; в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души, взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу.Упанишады, считают особым разделом- это философия относительно абсолютной истины - гйана-канды. Как правило, их изучают санньяси - те, кто ведут отреченный образ жизни. Они изучают философию, которая содержится в упанишадах. Существует сто восемь упанишад. Они встречаются во всех четырех Ведах и являются их частями.
Считается, что «Бхагавад-гита» содержит в себе все знание всех упанишад. Просто изучая «Бхагавад-гиту» вы сможете получить все то знание, которое содержится в Шрути.
• Пураны
«Пурана» означает «старый» или «древний». Всего существует 18 пуран. Из них: шесть пуран, которые предназначены для тех, кто пребывает в саттва-гуне, затем шесть для тех, кто пребывает в раджа-гуне и шесть для тех, кто пребывает в тамо-гуне.
• «Бхагавата-пурана» это амала-пурана, поэтому она выходит за рамки этой категории. «Амала-пурана» означает «безупречная пурана», то есть не оскверненная никакими гунами. В самой «Бхагавата-пуране» есть много стихов, автором которых является Вьясадева, в которых описывается, что «Бхагавата-пурана» является сливками всех пуран и она трансцендентна к гунам материальной природы.
К саттвистическим пуранам относятся «Вишну-пурана», «Нарада-пурана», «Гаруда-пурана», «Бхагавата-пурана», «Падма-пурана» и «Вараха-пурана». И в этих саттвических пуранах описано поклонение Вишну. В раджасических пуранах описывается поклонение Брахме. Это «Брахма-пурана». «Брахма-вайварта-пурана», «Брахманда-пурана». В каждом из этих названий присутствует имя Брахмы. Но это не означает, что во всех этих писаниях рассказывается о поклонении Господу Брахме, но в них Господь Брахма играет довольно заметную роль. Все это относится к категории раджаса. Для людей в тамо-гуне; «Шива-пурана», «Линга-пурана», «Матсья-пурана», «Курма-пурана». В этих пуранах описано поклонение Шиве.
Конечно сами пураны не находятся в гунах природы, они просто предназначены для того, чтобы помочь прогрессировать людям, которые находятся под их влиянием. Пураны, которые предназначены для людей в благости, считаются высшими.«Бхагавата-пурана» считается наивысшей. Это говорит сам Вьясадева: "нигама калпа тароргалитам пхалам шука мукарам... Бхагавата-пурана - самый зрелый плод дерева Вед ". Главная причина этого в том, что она излагает полную историю жизни Господа Кришны. Там есть 90 глав, которые рассказывают о лилах Кришны,именно благодаря этому, эта пурана является наивысшей.
• Веданги
Существуют шесть веданг: шикша, чанда, вйакарана, нирукти, джйотиша, калпа. Эти книги рассказывают о том, как изучать санскрит. Все наши ачаръи и все преданные когда-то в раннем возрасте сначала изучали веданги, прежде чем изучать что-либо другое. Веданги разделяются на три пары:
Первая пара - шикша «фонетическая наука произношения» и чанда - «метры». Эта пара говорит о том, как правильно произносить санскритские тексты. Чанда описывает стихотворные размеры, которых очень много.
Вторая пара - вйакарана - «грамматика» и нирукти - «этимология» или «значение корней», а также значение и зависимости от контекста. Это тоже отдельная наука. Эта пара веданг помогает понять смысл санскритских слов.
Третья пара - калпа - «правила и предписания для выполнения жертвоприношений» и джйотиша - «астрология» и «астрономия». Эти две веданги объясняют, каким образом можно применить это знание.Нужно знать, как и в какой период дня, месяца или года следует проводить жертвоприношение.
Обычно, прежде чем изучать какие-то писания, ученик изучал эти веданги.
• Панчаратры
«Панчаратры» - это ритуалы. «Панча» означает «пять», а «ратра» означает «ночь». В начале творения Господь передал все ведическое знание Брахме за пять ночей. Затем явились два демона Мадху и Кайтава и украли это знание у Брахмы. По сути дела это первые демоны в этой вселенной. Они на тонком уровне пробрались в ум Брахмы и украли эти Веды. Когда Брахма проснулся, он ничего не знал. Тогда он взмолился Господу, и Господь явился перед ним. Брахма сказал, что эти два демона похитили все знание Вед, что теперь ему делать? Господь ответил: «Не волнуйся, Я пойду и заберу у них все знание и передам тебе его снова». Тогда Брахма сказал: «Но для того, чтобы вернуть Веды, Тебе потребуется какое-то время, а мне уже сейчас надо что-то знать. Поэтому, пожалуйста, поведай мне суть всего знания Вед». Господь согласился и в течение пяти дней и ночей поведал панчаратру. Затем Брахма передал эти панчаратры своим сыновьям и потомкам и таким образом появилось очень много разных панчаратр, которые здесь описаны. У Шивы и Нарады есть собственные панчаратры.
• Логика
Нйайа означает (логика). Этот раздел можно охарактеризовать вопросом «Почему?». Оно представляет собой прайоджину - определение цели. К этому разделу относится только одна книга - Веданта-сутра. Она очень логична и очень философична. Она записана в форме сутр (афоризмов). В Веданта-сутре есть четыре главы. Первые две главы описывают самбандха-гйану. Это знание о Боге, о душе и о взаимоотношениях между этими понятиями. Это то, что включает в себя понятие «самбандха-гйана». В третьей главе содержится абхидея-гйана - знание о практике.Последняя глава описывает прайоджана-гйану - знание о цели. Веданта-сутру написал Шрила Вьясадева. Еще ее называют Брахма-сутрой. Веданта-Сутра объясняет смысл Упанишад, устраняет кажущиеся противоречия, возникающие в уме того, кто изучает Упанишады,так как огромный корпус ведических писаний может показаться разрозненным для человека, который не знает сквозную идею, на которую нанизано все остальное.